"Последние дни Базарова": о личности и любви пронзительно и искренне

"Последние дни Базарова": о личности и любви пронзительно и искренне

В Театре на Спасской состоялась первая премьера нового театрального сезона

Старт очередного сезона в Театре на Спасской ознаменовался релизом спектакля "Последние дни Базарова" по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Спектакль "вырос" из драматической лаборатории по мотивам русской классики, которая была развернута в Театре в феврале 2023 года.

Тогда на суд театральных критиков и зрителей были представлены три эскиза: "Горе от ума" по одноименной пьесе А.С. Грибоедова, "Записки юного врача" по М.А. Булгакову и, наконец, "Последние дни Базарова". По результатам «лабораторных исследований» именно последнему было суждено стать полноценным спектаклем, да еще и «вырасти» до большой сцены, поскольку изначально, в формате эскиза, он уже смотрелся готовой постановкой, но рассчитанной на более камерную подачу. 

Впрочем, ни будучи эскизом, ни оформившись в спектакль, «Последние дни Базарова» не претендовал на то, чтобы стать энциклопедией романа или его театральной версией. Возможно, поэтому в некотором недоумении от постановки остались ценители классики.

В качестве центральной идеи была взята не главная тема романа И.С. Тургенева – взаимоотношения отцов и детей и конфликт поколений - или как минимум не в том объеме, в каком она раскрыта в литературном произведении.  На авансцену вынесена любовная линия и тема трансформации личности через любовь.  

И вновь Театр на Спасской обращается к новой форме подачи материала, к новой манере общения со зрителем. Здесь и абсолютно нелинейный ход повествования спектакля, когда события разворачиваются не в хронологической последовательности, а, чередуясь хаотично, внезапно сменяя друг друга, заставляя зрителя сохранять постоянную концентрацию на происходящем. Впрочем, едва уловимые штрихи, сделанные легкой рукой молодого, но опытного режиссера Кирилла Заборихина, позволяют легко ориентироваться во времени и пространстве...  И формат «разговора о важном» до начала спектакля.  И лаконичные, невероятно многофункциональные декорации, которые в одно и то же время способны формировать совершенно разное восприятие пространства.

Но это все о техниках и приемах, а "Последние дни Базарова" - это все-таки спектакль, не рассказывающий историю, а будоражащий чувства и эмоции, заставляющий думать. Пронзительная игра Эдуарда Макаряна (Базаров) и Марианны Узун (Одинцова, Фенечка №2 ) покоряет своей искренностью, да так что временами физически ощущаешь дискомфорт от проникновения во что-то очень личное и глубокое.  Не менее сильное, но совершенно другое чувство вызывают образы, созданные Ольгой Чаузовой (мать Базарова) и Григорием Бессоновым (отец Базарова). На их фоне герои Рената Габдуллина (Кирсанов) и Марии Макаровой (Локтева, Фенечка №1) кажутся немного простоватыми и уж слишком понятными, но именно этот контраст и позволяет еще глубже погрузиться в процесс трансформации главного героя. 

Очевидно, что «Последние дни Базарова» - не универсальный спектакль, который с легкостью можно «примерить» на любого зрителя, но тот, кому он подойдет, вернется к нему еще не раз.

Яна ЛЕВИЦКАЯ

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

P.S.

Отдельный успех «Последних дней…» - это зрительская зона, созданная в фойе театра: черная пленка, закрывающая процесс реконструкции здания, стала гигантской книгой отзывов, где каждый пишет о своем: о театре, о Базарове, о своих чувствах и переживаниях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру